ФГОС ДО




Работа педагогов-психологов ДОО в эпоху новых стандартов
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками.
Для реализации данного закона был разработан ФГОС
ФГОСэто совокупность трёх систем требований:
-
требований к структуре основной образовательной программы;
-
требований к результату освоения основной образовательной программы;
-
требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОО.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
·
Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
·
Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
·
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
·
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
·
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;
·
Возрастная адекватность дошкольного образования
·
Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.

В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:

-
Социально-коммуникативное развитие,
-
познавательное развитие
-
речевое развитие
-
художественно-эстетическое развитие
-
физическое развитие

В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:

-
Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОО, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
-
Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
-
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОО.
-
Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
-
Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
-
помощь в составлении и написании программ ДОО, индивидуальных маршрутов детей.


НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должностные обязанности» (I часть)

-
Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
-
Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.
-
Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
-
Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
-
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I часть)

-
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-
методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
-
методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
-
современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
-
основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-
правила по охране труда и пожарной безопасности.

Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры.

Целевые ориентирыэто социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельностиигре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.

Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам
источник http://mirchild.ucoz.ru; http://nsportal.ru/detskiy-sad

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]