Психологические сказки для дошкольников

Психотерапевтическая сказка "Ослики"

Верхом на ослике " стихи и проза, лирика поэзия, творчество писателей, словесное творчествоЖили-были два очень упрямых ослика.
Каждый из них делал только то, что хотел или считал нужным. Ослики любили играть и веселиться в разных уголках двора.
Хозяин часто запрягал их в повозку, чтобы перевезти урожай с огорода. Но всякий раз, когда животные оказывались вместе, возникали недоразумения. Так, например, хозяин командовал повернуть направо, но один из осликов обязательно поворачивал налево просто потому, что там росли красивые цветы и ему хотелось их понюхать. Тележка от поворота кренилась, и овощи высыпались на дорогу. Хозяин сердился и ругал животное. И точно так же поступал другой ослик. Между ними совсем не было согласия.

Однажды хозяин решил проучить упрямых животных. Он связал их одной веревкой и заставил ходить вместе, но корм положил в разных местах двора.
Ослики бродили по двору, пытаясь перетянуть друг друга в свою сторону. Наконец они устали и решили перекусить. Каждый бросился к своей кучке сена, но веревка, которой они были связаны, помешала им сдвинуться с места. Ослики упирались, натягивали веревку изо всех сил, но все равно не могли дотянуться до еды. Через некоторое время животные без сил опустились на землю.
Они немного посидели, отдохнули и опять принялись тянуть друг друга в свою сторону. Но и эта попытка не увенчалась успехом. Обессилевшие ослики заплакали от горя. Кушать хочется, сено есть, а пожевать его невозможно.
— Ты хочешь есть? — наконец спросил один из них другого.
— Очень, — ответил тот.
— Тогда давай подумаем, как мы оба можем получить то, что хотим, — сказал первый.
Ослики впервые посмотрели друг другу в глаза. Веревка ослабла и перестала больно давить на шею.
— Эврика! — закричал один из них. — Посмотри, как только мы повернулись друг к другу, веревка ослабла. Мне кажется, для того, чтобы подойти к кучке сена, нам с тобой надо идти в одну сторону.
— Ты прав! — сказал другой. — Давай сначала съедим мое сено, а потом твое. Так мы сможем утолить голод.
Ослики вместе подошли к первой кучке сена и начали есть.
Никогда еще сено не было таким вкусным. Ослики съели его и подошли к другой кучке. Теперь они двигались в одну сторону.
Наелись ослики и прилегли в тени большого дерева отдохнуть.
— Здорово! — сказали они. — Мы смогли поесть только тогда, когда учли интересы друг друга и стали двигаться в одном направлении. Вместе и воз тянуть веселее. Давай всегда так поступать!

 

Психотерапевтическая сказка для детей, которые боятся темноты "Звёздные друзья"

Психотерапевтическая сказка для детей, которые боятся темноты "Звёздные друзья" Жила-была девочка. Звали её Варя. Она была самым обыкновенным ребёнком – у неё были мама и папа, друзья, игрушки и своя уютная комнатка. Варя любила раскрашивать весёлые картинки, смотреть мультики и передачи про животных. А ещё она очень любила вкусные пирожки, которые пекла её бабушка. Жизнь Вари шла своим чередом. Но однажды с ней произошла одна удивительная история.

Случилось это глубокой ночью, когда все уже давно крепко спали, а на улице было темным-темно. Девочка неожиданно проснулась. Оглядевшись по сторонам, она снова попыталась заснуть. Но вдруг ей стало жутко страшно. Варе показалось, что в окружающей её темноте кто-то есть. Кто-то огромный, ужасный и страшный! От сильного чувства страха у неё даже разболелся живот, и закружилась голова.…
Поворочавшись с бока на бок, девочка села и огляделась по сторонам. Постепенно глаза стали привыкать к темноте, и среди кромешной тьмы начали вырисовываться очертания знакомых предметов. В комнате, кроме неё и спящих игрушек, никого не было. Но чувство тревоги у Вари не проходило. Было что-то зловещее в этой тихой и тёмной ночи. Страх так сильно сковал малышку, что ей захотелось сжаться в комочек. Чего именно боится, она понять не могла. В пронизывающей тишине было слышно только тиканье часов и её частое испуганное дыхание. Темнота окутывала всё вокруг, превращая привычные вещи в непонятные ужасные существа.

И вдруг её внимание скользнуло к окну. Оттуда лился ровный мягкий свет. Варя вскочила и отдёрнула штору. Перед её глазами была удивительная картина: тёмно-синее бескрайнее небо, всё усыпанное мириадами звёзд. Их было так много! Сотни, нет, тысячи, миллионы больших и маленьких звёздочек смотрели прямо на неё! Девчушка взобралась на подоконник и, укутавшись в своё одеяло, уселась поудобнее. Она не могла отвести взгляда от ночного неба. Такой красоты Варя ещё никогда не видела.

В какой-то момент ей показалось, что одна из самых ярких звёздочек ожила. Она как-будто говорила девочке:
«Привет! Мы здесь, с тобой! Мы твои друзья».
Волшебный мир звёзд открылся глазам Вари: красивейшие небесные луга раскинулись далеко за горизонт, ночное солнце – Луна заливает их свои серебристым тёплым светом, по симпатичным лужайкам весело прыгают маленькие звёздочки, а возле них хлопочут взрослые мамы – Звёзды. Вокруг жужжат шустрые кометы и важно вращаются планеты. А в неведомых лесах живут Большая и Малая Медведицы.

Варя даже не заметила, как за окном начало рассветать, и звёзды померкли. Глаза девочки сияли, а чувство страха совсем ушло. Спрыгнув с подоконника, она с удовольствием вернулась в свою кровать и крепко заснула…

А утром, когда мама пришла её будить, то увидела на лице дочки сладкую улыбку. Позже, проснувшись, Варя рассказала ей о красивом ночном мире и о своих новых звёздных друзьях, которые, она теперь уверена, всегда будут рядом. И даже когда на небе тучи, всё равно её звёздочки здесь, совсем близко, а с ними совсем не страшно, даже самой-самой тёмной ночью!



СКАЗКА «КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ.»
  Возраст: 2-5 лет

Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама  носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.
Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми.
А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

-Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?


СКАЗКА 2.
«СЛУЧАЙ В ЛЕСУ»
Возраст: 3-6лет
  Направленность: Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных
действий.

Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один.
Был у него один-единственный друг-Барсучонок.
И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи.
А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Вопросы для обсуждения

- Почему Зайчонку было плохо и грустно?

- Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?


НЕМНОГО О СОДЕРЖАНИИ СКАЗОК :

Все истории, предложенные вашему вниманию являются проблемно-ориентированными.

Иными словами, каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу, английский вариант звучит проще и мягче- «problem-solving», сконцентрированные на проблеме.
Это говорит о том, что сказка скорее позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Ведь если нет двух одинаковых жизней, - значит и нет общих на всех способов приближения к счастью.
Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. Такая история – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Что могут дать такие истории вашим детям?
1. Они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы «не стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».
2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху»
3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.

Любая история будет полезна каждому ребенку.
Это естественные для каждого ребенка конфликты, противоречия, обиды и пр., возникающие в д-саду, школе, дома и на улице. Это переживание ощущения себя человеком, у которого что-то «не так», чувства неполноценности и т.д.
 Практически все агрессивное поведение-результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребенок досаждающий вам и другим детям и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и «забитым».
Страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь самое важное не то, чего именно ребенок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни-все в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все внимание ребенка,- тогда требуется помощь. Еще надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся-то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своем страхе.
Проблемы, связанные со спецификой возраста. Каждый возраст приносит ребенку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребенок идет в школу – и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учебой.
Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ?

Самый простой и естественный способ – чтение ребенку вслух.
Даже, если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы.
Если же вашему ребенку 12 и больше лет, к тому же он мальчик, вам придется выучить эту историю наизусть и очень умело «ввернуть» как-бы просто, вообще не показывая того, что вас вообще интересует его(ее) реакция.
Вернемся к детям младшего возраста. Читая сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер- это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться-значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может еще быть третий вариант – тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.
В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит (например, на что еще обиделся мишка), что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны,- спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории.
Однако, необходимо соблюдать два основных правила:
- ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения «правильно», «неправильно», « верно», «неверно», а говорите только «мне кажется», «на его месте я бы..» и т.п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
- подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по возможности отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.
Однако не стоит затягивать обсуждение.
Если ребенок устал - это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Мы, взрослые ,можем уставать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям.
Если ребенок не хочет ничего говорить,- не заставляйте его.
После обсуждения можно попросить его нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку.
Наилучшим вариантом будет если и вы нарисуете свой рисунок на эту сказку.
Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемы.
После рисования (не обязательно в этот же день) Можно завтра или послезавтра, предметом обсуждения может стать уже сам рисунок.
Содержание его рисунка может вам много рассказать, вы можете обсудить именно тот момент, который он изобразил на рисунке- это наиболее важно.
Возможно, вас поразит, что ребенок создал рисунок, не совсем «правильно» иллюстрирующий сказку. Это нормально- так он выделяет наиболее значимые моменты и вносит коррективы в саму сказку, а также выражает свое отношение к сюжету.
Последний этап работы со сказкой сравнится с фигурами «высшего пилотажа». Это настолько же трудно для родителей, насколько эффективно для ребенка.
Это-драматизация или «проигрывание» сказки или ее частей. Конечно, трудно всем, однако помните, что здесь отнюдь не необходимы какие-либо актерские таланты. Только уверенность в себе, отсутствие стеснения и желание помочь своему ребенку.
Вы начинаете с того, что раздаете роли, решаете с ребенком кто будет кем. Желательно, чтобы выбор сделал сам ребенок. При большом кол-ве персонажей вы можете привлечь родственников, или превратить обычные предметы (ручки, стулья и т.д.) в недостающих героев. Затем вы выстраиваете сказочное пространство – диван - будет морем, коврик -домом и т.д. Идеальный вариант - если всю режиссуру возьмет на себя ваш ребенок.
Главное следите - чтобы главная тема сказки прозвучала очень четко - если это обида-то чтобы она была определена действиями сказки и т.д.
Иногда бывает так, что ребенок не хочет играть, такие ролевые игры, ваша задача -терпеливо играть с ним, со временем он включиться и возьмет инициативу на себя.
Поддерживайте его и лелейте его инициативу, как ценное растение, требующее осторожности при уходе.

Итак, что же в результате?
Вы прикладываете массу усилий, а ребенок никак не становится таким, как вы хотите. Все верно, ребенок станет таким, каким ему нужно стать, вследствие его особенностей, характера, его неповторимой личности. И в том, что он не собьется на этом тернистом и скользком пути, не упадет в коварную трещину, вы можете быть уверены. Почему? Потому, что именно вы даете ребенку ту поддержку, которая ему необходима и которую кроме вас не может дать никто.

http://www.blagopoluchie-sp.ru/

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Виктория! У Вас такой удивительный блог, такой "теплый", а эта страничка так просто кладезь интересной информации не только для родителей но и коллег! С удовольствием почитала, добрые и нежные рассказы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, спасибо за теплый отзыв о моем блоге. Буду стараться дальше радовать своих читателей! :)

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]