понедельник, 27 апреля 2015 г.

Выявление тревожности у дошкольников. Методика "Паровозик"

Здравствуйте, читатели и гости блога!
Сегодня пост для коллег педагогов-психологов, но может и пригодиться всем педагогам, работающим с дошкольниками. 
Методика выявления тревожности у дошкольников «Паровозик»
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Стимульный материалпаровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция"Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения.
Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.


Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов
4 балла - позитивное психическое состояние
3 балла - негативное психическое состояние низкой степени
2 балла - негативное психическое состояние средней степени
1 балл - негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
Оценка результатов:
70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42 - 69 % - средняя сБПК;
26 - 41,9 % - незначительная сБПК;
0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
-1 до - 25% -средняя сНПК;
- 26 % и ниже - сильная сНПК.



Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
http://yellowchickens.blogspot.ru/2015/04/7_1.html

33 комментария:

  1. Виктория, спасибо за методику! Тест Люшера не такой игровой как паровозики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, конечно Люшер (компьютерный вариант удобен в использовании, сразу выдает интерпретацию), но когда я начала использовать паровозики, дошколята с большим интересом выстраивают вагончики, чем нажимают на мышку.

      Удалить
    2. Виктория, здравствуйте! А кто придумал так адаптировать тест Люшера?Эта игра из указанного пособия?

      Удалить
    3. Здравствуйте, Ольга!
      Я указала известный мне источник (пособие)
      Вот еще ссылка http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/node25.html

      Удалить
  2. Очень интересная методика! Прицеплять вагончики - более увлекательное занятие, чем люшеровские карточки раскладывать. Виктория, а для младших школьников можно использовать или эта методика ограничивается дошкольным возрастом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила!
      Не вижу препятствий, для применения данной методики для младших дошкольников ;)

      Удалить
  3. Да, интересный детский вариант. Заинтересовала возможность измерить общий психологический климат в группе. Вика, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, легкая в использовании методика. Если интерпретировать по первому образцу, Аня.

      Удалить
  4. А мне было очень интересно познакомиться с паровозиками и их применением... Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вы как молодая бабушка, общаясь с блогерами и узнавая новые методики используемые педагогами-психологами, будете компетентны в развитии вашей Миланочки :)

      Удалить
  5. Да, методика отличная, проводила ее на второй младшей группе и старше. Быстрая и информативная. Только у меня вагончики поменьше, чтобы на лист А3 влезал состав (белый фон) :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я единственное что не могу понять - несрастушки с баллами. Смотрите, "Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное" и тут же в оценке результатов "1 балл - негативное психическое состояние высокой степени". То ли лыжи не едут, то ли я что-то недопонимаю. Когда я обрабатывала результаты, то брала данные первого абзаца, а "оценки результатов" не трогала. Поясните, может я что-то недопонимаю?

      Удалить
    2. Алена, здравствуйте, Вы знаете у меня тоже были "несрастушки" :) Я тоже при обработке данных использую первый образец. Потому что, при оценке результатов у меня получались противоречивые данные. Значит не только я столкнулась с этой проблемой.

      Удалить
    3. Здравствуйте. Очень интересный метод для дошкольников. Похож на "Домики" Ореховой.
      Можно совместить мне кажется. "Домики" я использую в школе для диагностики адаптации первоклассников и для индивидуальной диагностики.

      Удалить
    4. Здравствуйте, читатель!
      Я знакома с "Домиками" Ольги Александровны, изначально эта проективная методика апробировалась в дошкольном образовательном учреждении. Так что вариант совмещения возможен :)

      Удалить
  6. Виктория, спасибо! Знаю эту методику, но очень понравились Ваши вагончики:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! У меня раньше были маленькие вагончики, потом сделала большие. Они детям больше нравятся.

      Удалить
  7. Спасибо за методику, попробуем с детками. Тоже хотелось бы пояснения по баллам).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, здравствуйте, я думаю мы с Аленой на правильном пути :))

      Удалить
  8. Любопытный вариант методики. Беру в копилочку, буду в отпуске разбираться. Спасибо, Виктория, за знакомство!

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый вечер, Виктория! Признаться, я очень люблю всякого рода тесты. Очень понравился и тест, предложенный Вами. Интересно, а взрослым тоже можно его пройти? Нужно будет попробовать... ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, это детский игровой вариант теста ;) Для взрослых можно использовать цветовой тест Люшера, он есть в сети интернет онлайн :)

      Удалить
  10. Виктория, спасибо. Добавила в свою копилочку тестов)

    ОтветитьУдалить
  11. Виктория, спасибо за интересную методику! Всегда нравились тесты ориентированные на цветовой выбор, но ни разу не встречала к ним цифровой интерпретации! Обязательно попробую на практике)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, этот инструментарий очень удобно использовать в работе с дошкольниками.

      Удалить
  12. интересная диагностическая методика, то что надо для работы с малышами
    спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не смогла перейти на Ваш блог, поэтому остается догадываться, что Вы тоже работаете педагогом-психологом :)

      Удалить
  13. Подскажите,а если ребенок выставляет паравозики в другом порядке: сперва все яркие, а в конце темные. Как это трактовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интерпретировать как эмоциональную лабильность.

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]