четверг, 14 марта 2013 г.

Тренинг для педагогов для профилактики эмоционального выгорания - Доверие


Цель: 
1. Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
2.     Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
3.     Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
4.     Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
5.     Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:
1.     Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации
2.     Маркеры, фломастеры, цветные карандаши
3.     Бумага А4 (белая и тонированная)
4.     Таблицы «Поле самодиагностики»
5.     Кнопки, скотч, ножницы
Ход тренинга: - Здравствуйте! В начале тренинга, в листе регистрации зафиксируйте цвет настроения каждого участника. То, что мы с Вами определили цвет настроения в начале тренинга, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
1. «Что общего». Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.
2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия
Упражнение «Порядковый счет». Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.
3. Упражнение «Баланс реальный и желательный» Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?
4. Упражнение «Я – дома, я – на работе» Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления. Проанализировать: похожие черты; противоположные черты; одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях; отсутствие общих черт; какой список, было составлять легче; какой получился объемнее?
каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
5. Упражнение «Чувство» Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения: Воспринимали ли вас адекватно? Почему возникали затруднения в определении чувства? Расскажите о своих впечатлениях.
6. Упражнение «Моечная машина» Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
7. Психологическая поддержка и обратная связь.
Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.
8. Упражнение «Чему Я научился»
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился...
Я узнал, что...
Я нашел подтверждение тому, что...
Я обнаружил, что...
Я был удивлен тем, что...
Мне нравится, что...
Я был разочарован тем, что...
Самым важным для меня было...
Мне сегодня...
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]